Технология производства резиновой крошки
Сегодня старым покрышкам от автомобилей и тракторов современные технологии дают вторую жизнь в виде качественного сырья для изготовления разных полезных вещей.
Способы получения резиновой крошки из автомобильных покрышек
В производстве резиновой крошки применяются разные способы. Например:
-
Механический.
-
Ударно-волновой.
Механическая технология производства резиновой крошки сегодня является основной и широко распространенной. Её суть в последовательном дроблении исходного сырья, в результате чего на выходе получаются нужные фракции готовой продукции.
Имеются разные варианты разрушения шин:
-
При обычной температуре воздуха.
-
При температуре 100°С и выше.
-
Измельчение сырья, прошедшего заморозку.
-
Измельчение «озоновым ножом».
-
Прессование и выдавливание сырья через матрицы.
Большее распространение получил первый вариант производства. Он обладает такими преимуществами как:
-
Отсутствие химических реагентов.
-
Более низкая себестоимость конечного продукта по сравнению с остальными механическими способами.
-
Получается крошка различных фракций, вплоть до пылевидной.
Основные технологические этапы:
-
Сортирование сырья по типоразмеру.
-
Удаление бортовых колец.
-
Резка заготовок на ленты.
-
Измельчение подготовленных лент на фракции до 2-10 см2.
-
Получение фракций более мелкого размера.
-
Отделение зерновой массы от вкраплений (текстильных частиц и металлокорда)
-
Распределение крошки по фракциям, пропускание ее через вибросита.
-
Фасовка и отгрузка для дальнейшего использования.
Механический способ отлично подходит для небольших предприятий по производству резиновой крошки.
Второй способ переработки шин основывается на принципиально новой технологии, позволяющей в будущем совершить прорыв во вторичном использовании отработанной резины. Отличие от традиционной технологии заключается в замене механического разрушения материала покрышек взрывным, с циркуляцией продуктов взрыва.
Заготовки проходят предварительную обработку в криогенных камерах, что дает возможность быстрого их разрушения мощной ударной волной, создаваемой специальной электроустановкой.
На выходе получают смесь резиновой крошки, текстильного и металлического кордов. Ударно-волновая технология увеличивает многократно измельчение сырья и разделяет готовый продукт на основные составляющие.
Преимущества способа:
-
Низкая себестоимость по сравнению с традиционными способами (механическим и химическим).
-
Получается чистый продукт, отделенный от металла за счет тонкой магнитной сепарации.
-
Технология пригодна для всех видов покрышек.
-
Высокая производительность.
-
Производственная и экологическая безопасность.
Есть и отрицательные моменты:
-
Для производственного процесса требуются специально подготовленные цеха и приобретение недешевого оборудования.
-
Несмотря на инновации, в производстве приходится использовать элементы механической технологии.
Ударно-волновая технология разработана не так давно и поэтому еще не получила широкого распространения. Она вполне оправдывает себя на крупных и средних предприятиях, но не подходит для малых производств из-за больших инвестиций в организацию и развитие предприятия.
Оборудование для переработки шин в резиновую крошку
В ударно-волновой технологии основными видами оснащения являются криогенные камеры и мощные электроустановки. Дополнительно необходимо механическое оборудование:
Станки для удаления бортов — удаляют посадочные кольца из покрышек.
- Измельчители шин без бортов: шредеры, ленторезы, гидравлические ножницы. Это разнообразное оборудование предназначено для разделения шин на фрагменты, которые пойдут на дальнейшую переработку.
- Мельницы, вальцевые механизмы доводят сырье до кондиции, пригодной для дальнейшего разделения на фракции.
- Вибросита (с разной степенью глубины очистки), для сортировки крошки на определенные фракции.
- Транспортерные ленты для подачи сырья на производственные операции.
Использование полученного сырья
Резиновая крошка используется для:
-
Устройства напольных покрытий в помещениях различного назначения;
-
Укладка напольных покрытий на открытых территориях вокруг зданий, в зонах отдыха;
-
Мягкой кровли;
-
Тротуарной плитки;
-
Функциональных и декоративных элементов ландшафтного дизайна;
-
В автодорожном строительстве и ремонтных работах;
-
Стройматериалов с гидроизоляционными и шумопоглощающими свойствами;
-
Материалов с диэлектрическими свойствами;
-
Битумно-резиновых мастик.
Пылеобразные фракции используются в производстве втулок и роликов, резиновой обуви. Их добавляют в асфальтовые смеси, которые приобретают прочность и долговечность. Также мелкие фракции используются в производстве новой авторезины, что делает ее более дешевой, но не менее качественной.
Итак, резиновая крошка, получаемая при переработке старых покрышек – современный, многофункциональный и нужный продукт. Более того, рециклинг отработанных шин вносит большой вклад в защиту природы, в борьбу за ее чистоту и долговечность. А, следовательно, это не только экономически выгодное, но благородное дело.